Часовня Святителя Николая
 

Куремяэ - Эстония, Ида-Вирумаа, Пюхтица

Печать

Часовня Святителя Николая в Куремяэ

Часовня поставлена 1891 году над местом, где в колодце была обретена чудотворная икона свт. Николая. Расположена в Куремяэ примерно в километре от Пюхтицкого Успенского женского Монастыря по дороге на Васкнарву, перед крутым поворотом дороги налево. Сейчас икона находится на левом столпе Успенского Монастыря.


Никольская часовня в Пюхтицах

Олег Дроздик

narova.eu

Эту часовню, расположенную в Пюхтицах, неправильно было бы назвать совсем неизвестной. Она указана на плане монастыря, её фотографии можно найти в интернете. Тем не менее, она мало знакома широким массам паломников, посещающим эти места, так как находится в стороне от основных туристических путей и в некотором удалении от монастыря (карта). Но даже такая, не самая значительная часовня имеет свою особенную историю, связанную с её постройкой.

Место это было известно своим преданием об обретенной в колодце иконы Святого Николая. На этом месте была в своё время установлена деревянная часовенка в « память чудеснаго явления иконы Святителя и Чудотворца Николая». Вот как об этом предании повествовал Патриарх Алексий в книге «Православие в Эстонии»: «По местному народному преданию, на этом месте была другая часовня, в которой находился явленный образ святителя Николая. Но в 1820 г. деревня и часовня сгорели. Когда погорельцы стали отстраивать свои избы, двум христианам святитель Николай явился во сне и сказал: «Вы все тужите о своих домах, а о моем доме никто не заботится, и меня оставляют в колодце». Вскоре крестьяне действительно нашли икону на дне деревенского колодца. Они и поставили в честь этого события маленькую часовню, но древняя явленная икона затерялась, а часовня продолжала называться Никольскою». В книге деревня называется Сомпе, но в конце XIX-го века это место носило название Пюхтице.

Всё началось, когда «... 15го Августа 1889 г. в бытность на Святой Горы Пюхтице Его Сиятельству Господину Князю Шаховскому и Его Превосходительству Господину Галкину Врасскому благоугодно им было и Предположили в деревни Пюхтиц возобновить ветхую старую часовню...». Находившиеся поблизости два брата Абрамовы Александр и Николай, крестьяне из села Сыренца (ныне Васкнарва) «... изъявили свое усердие и согласились выстроить вместо деревянной, каменную на Свой Средства». Своим вовремя сделанным заявлением Абрамовы вызвали большое удовольствие и благосклонность со стороны начальства. Это было, выражаясь современным языком, привлечение частного капитала на богоугодное дело. Несколько слов об упомянутых выше персонах. Князь Шаховской Сергей Владимирович— Эстляндский губернатор в 1885 — 1894 годы, известен как яростный ревнитель православия. Галкин-Врасский Михаил Николаевич в 1868 — 1870 годы был губернатором Эстляндии, в указанное время являлся начальником Главного тюремного управления и, вероятно, находился в служебной поездке. Александр Андреев (тогдашнее написание отчества для неблагородных сословий, без окончания «-ич») Абрамов 1836 года рождения и младший брат Иван Андреев Абрамов 1851 года были представителями самого богатого семейства в селе Сыренце. Пусть никого не обманывает их отношение к крестьянскому сословию, они были торговыми людьми, и сами никогда не сеяли и не пахали. Как писали, тогда их капитал был больше, чем у всех остальных жителей этой деревни.

Принятое Абрамовыми решение было быстрым, но вряд ли не обдуманным. Был у них свой расчет,- потратившись на строительство часовни, таким образом завоевать благосклонное расположение властей.

К тому времени деревянная часовня отстояла около 65 лет, и по праву могла считаться ветхой. Известно, что старая часовня была площадью в 1 квадратную сажень (4.5 кв. метра). Новую же изначально планировалось выстроить размером в полторы кв. сажени. Было задумано осуществить всё за год, чтобы открытие новой часовни приурочить к следующему празднику Успения Пресвятой Богородицы. По современному календарю - 25 августа, а тогда, по старому стилю это было 15 число того же месяца. На строительство Абрамовы планировали израсходовать сумму не более 500 рублей серебром.

Прежде чем начать строительные работы, необходимо было решить весьма существенный вопрос с принадлежностью земли, на которой должна была быть воздвигнута часовня «... в деревне Пюхтице, имения Агахфер, близ дороги». Первоначально обратились за тем, чтобы получить 3 квадратные сажени земли под будущую часовню к управляющему имения г-ну Лоссиус. Однако он отказался давать ответ, сославшись на то, что это находится не в его компетенции. Владелица имения госпожа Гландштрем проживала в имении Куртна близ Ревеля (ныне Таллин). Еще упоминался её советчик по экономическим вопросам купец Александр Шнейцер, проживающий в г. Ревель. Шестеренки тогдашней бюрократической машины несмотря на то, что были задействованы чиновники двух уездов Ревельского и Везенбергского (сейчас город Раквере), действовали весьма быстро, чувствовался неусыпный присмотр за этим делом самого губернатора. В ответ на обращение, в котором, почти наверняка, высказывалось, что это личная просьба самого Губернатора, госпожа Гландштрем: «заявила, что она сама не может дать утвердительнаго ответа относительно уступки 3 кв. саженей земли в деревне Пюхтице, не переговорив о том с управляющим этого имения, которому дана доверенность по всем делам и что окончательное свое решение она объявит на днях». После проведенных переговоров владелица имения в марте 1890 года заявила, что «… план имения Аганфер … находится у землемера Г-на Кузманова, которому и дано уполномочие на ведение этого дела...». В итоге, поразмыслив, «Г-жа Аделс Гландштрем урожденная фон Рейхенбах, которая заявила, что она согласна уступить безвозмездно 3 кв. сажени в деревне Пюхтицы на постройку часовни с тем, чтобы означенные кв. сажени были взяты из участка арендуемым крестьянином Кунингас около дороги, все равно пашни или луга, и только не в границах двора его участка, т. е. чтобы часовня не была бы построена на дворе участка Кунингаса». Ощущается господская забота о простом крестьянине, так как разрешалось изъять у него из оборота какую угодно землю, главное, чтобы во двор не строили.

И вроде бы всё складывалось хорошо, и участок для начала строительства имелся, но тут в чью-то светлую голову пришла мысль, что уступленной до этого земли будет явно маловато. Не иначе как уже светился еще не до конца готовый план будущей часовни. Оказалось, что надо будет делать земляное основание вокруг фундамента в виде квадрата со стороной в 3 сажени 1 аршин (7.1 м). Опять пришлось обращаться к госпоже, не соизволит ли она уступить еще 7 кв. сажень, так как 3-х «недостаточно для оказанной надобности...». Владелица имения решила, что так по кусочку могут у неё и всю землю выпросить, и потребовала за эти 7 кв. сажени 30 рублей денег. Казна платить не пожелала, и деньги внес Александр Абрамов. Тут уж, как говориться, взялся за гуж — не говори, что не дюж. Указанный участок был передан во владение Рижской Епархии, приняли его члены «Причта Пюхтицкой Православной Церкви Священник Лаврентий Раудсеп с псаломщиками Александром Подрядчиком и Александром Мянником с церковным старостой Александром Колчиным..., строителя Александра Андреева Абрамова, …, в присутствии Младшего Помощника Начальника Везенбергскаго Уезда III — го участка В.В. Тимофеева … приняли от уполномоченнаго владелицы имения Агакфер г-жи Аделе Гландштрем Августа Эдуардовича Лоссиуса 10 квадратных сажень земли в деревне Пюхтица, близ дороги и ветхой часовни Св. Николая на участке арендуемом крестьянином Адамом Кунингасом, уступленных названной владелицею: 3 кв. сажени безвозмездно и 7 кв. сажень за 30 рублей, а всего 10 кв. сажень в вечное и безспорное владение Рижскаго Епархиальнаго Начальства для постройки на сем участке каменной часовни».

Еще в декабре 1889 г. Абрамовы обратились к Губернатору с просьбой, чтобы получить план будущей часовни. Разработать план было поручено Гражданскому Инженеру К. Ниману. Проект был готов только к 20 маю 1890 года. Первоначально планировался размер в полторы кв. сажени, но инженер решил увеличить площадь часовни. По его мнению, 2 сажени в каждую из сторон будут смотреться лучше и пропорциональнее. Уже 1 июня Строительное отделение Губернского Правления рассмотрело представленный проект и утвердило его, сделав на плане красными чернилами небольшие изменения в земляном основании и лестнице.

«Проэкт на постройку православной часовни в деревне Пюхтице, Эстляндской губернии. Главный и боковой фасады».

4 июня Абрамов послал на имя Губернатора телеграмму «Постройку часовни надо начать сегодня ибо не будет окончено Успению. Жду разрешения». Обратная телеграмма с подтверждением о разрешении стройки, посланная в г. Везенберг (ближе нигде почты тогда не было), вернулась: «Абрамову из Сыренца» за неотысканием адресата недоставлен». И, правда, не будут же почтовые работники бегать по деревням за каждым адресатом. В итоге о положительном решении в деле строительства было объявлено «Абрамовым чрез Эстляндскаго благочиннаго … от 12 сего Июня ...».

Чтобы успеть к запланированному сроку, стройка была проведена в ударном темпе. Все работы были завершены чуть более чем за два месяца. Вероятно, это имело и другую сторону, так как увидим далее, раскошелиться Абрамовым пришлось на значительно большую сумму, чем та, на которую они первоначально рассчитывали.

В Рижскую Епархию был отправлен рапорт Эстляндскаго Благочиннаго Проиерея Симеона Попова с подробным описанием вновь построенной часовни. «Сыренецкий Священник Алексей Кедров от 1го сего октября … донес ... что с разрешения Рижской Духовной Консистории от 11 Июня сего 1890 г. … , часовня в деревне Пюхтице, вместо ветхой деревянной, построена согласно проэктному плану, утвержденному строительным отделением …, вновь каменная из булыжника и кирпича часовня, в 2 квадр. сажени вместимости с приличными карнизами, двумя окнами и одною филенчатою дверью с накладною резьбою; извне и внутри она оштукатурена; кровля на ней с 8и фонтонами и куполом покрыты железом и окрашены зеленою краскою; крест в 2 ¼ арш. 8ми конечный с цепями и яблоком чугуные вызолоченны. Высота купола до креста 3 саж. 2 четверти аршина. Пол в часовне деревянный окрашен желтою краскою, а иконостас голубою, с позолоченными на нем колоннами и рамами. Иконы в иконостасе: посредине Успения Божией матери, с правой стороны Святителя Николая, а с левой — икона с 13ю ликами святых … Высота всей часовни от подошвы до креста 5 саж. и 1 ¼ арш. На постройку часовни и иконостаса с живописными иконами и позолотою, употреблено строителями Иваном и Александром Абрамовыми, жителями селения Сыренца, 1112 рублей из собственных средств. Освящение сей часовни совершенно 14го Августа, во время встречи крестнаго хода, в присутствии Эстляндскаго Губернатора, супруги его, властей и других почетных лиц...». Далее в рапорте были перечислены заслуги Абрамовых «... к прославлению имени Божия и Святых Его среди иновернаго населения … первое — это часовня на Пюхтицкой горе, которая теперь служит Церковию для Пюхтицкаго прихода, второе — часовня в селении Сыренце перестроена после пожара и третие — настоящая часовня изящно построенная у дороги от Сыренца к Пюхтицкой горе в деревне на расстоянии от горы в 1 ¼ версты.». Упоминались и награды, которые они уже имели к тому времени «... Александр Абрамов имеет серебреную медаль на шее, а Иван Абрамов, состоящий три 3х-летия Церковным Старостою, имеет серебряную же, но только на груди». Всё подводило к мысли, что они достойны «особеннаго внимания и поощрения от Начальства...». На всё это Губернатор Князь Шаховской ответствовал, что «... Александр и Иван Абрамовы, за постройку ими часовни на собственныя средства в деревне Пюхтиц, уже представлены мною к почетной награде Г. Председателю Прибалтийскаго Братства ... каковую награду они уже и получили в 25 день Декабря 1890 г.». Прибалтийское Православное Братство Христа-Спасителя и Покрова Божией Матери имело своей целью: постройку новых православных церквей и зданий и поддержание существующих, устройство народных школ и библиотек при них, подготовку «из среды латышей и эстов возможности получать образование в средних и высших учебных заведениях», о переводе книг на латышский и эстонский языки. К сожалению, не удалось установить, какую именно награду получили в итоге Абрамовы.

В настоящее время старания и заботами Пюхтицкого монастыря часовня находится в прекрасном состоянии. Нынешний её вид лишь немного отличается от первоначального: исчез верхний декоративный карниз, слегка изменен купол и теперь нет цепей, поддерживающих крест, изменилась и форма самого креста. Сейчас заделаны боковые окна, не сохранилась и красивая филенчатая деревянная дверь, теперь она замена безликой металлической.

Никольская часовня, современный вид.

Фото автора. Октябрь 2015

Для автора важна связь часовни с Принаровьем и не только тем, что она стояла на тогдашней дороге, связывающей Сыренец и Пюхтицы (сейчас основная дорога проходит в другом месте). Существенно, что к её строительству были причастны сыренчане. И это не только Александр и Иван Абрамовы, пожертвовавшие деньги на это сооружение, но почти наверняка и простые мастеровые, коих было достаточно среди жителей тогдашнего села Сыренца (Васкнарвы).

Написано на основании документов из Эстонского Исторического архива (Eesti Ajalooarhiiv), оригинальная орфография в цитатах сохранена.

У Вас недостаточно прав для комментирования, зарегистрируйтесь пожалуйста.

 

Головоломка

Правила: Выбрать уровень и убрать все галки, чтобы все квадратики остались пустыми


Наши партнёры

Клайпедская ассоциация российских граждан

Narva-KKS

Ассоциация русскоязычных образовательных центров


До нового года осталось!

Скрипт счётчика


Праздники

   


Случайный афоризм

Как часто вы приезжаете в Куремяэ?
 






Участник TOP-10 конкурса сайтов RUССКОЕ ЗАRUБЕЖЬЕ-2013          
Яндекс.Метрика Система Orphus
Kuremae 2011-2021 © все права защищены
Создание сайта vorob77